Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на обработку персональных
данных и соглашаетесь с правилами политики об обработке персональных данных.
На сайте происходит сбор и обработка данных о посетителях с помощью сервисов
интернет-статистики (Яндекс Метрика и Спутник Аналитика).
Хорошо
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Муниципальный район «Алданский район»
официальный сайт
  • Главная
  • Пресс-центр
  • Новости
  • Проблемы реализации конституционных прав граждан в Республике Саха (Якутия) и мерах по профилактике их нарушений

Проблемы реализации конституционных прав граждан в Республике Саха (Якутия) и мерах по профилактике их нарушений

14.12.2018

Конституция РФ утверждает права и свободы человека и гражданина, гарантию их защиты и реализации.

Одним из основных конституционных прав гражданина являются трудовые права, гарантированные ст. 37 Конституции РФ.

Применительно к республике, как и в России в целом трудовые права актуальны всегда, в том числе в сфере занятости, своевременности выплаты заработной платы, соответствие её размера требованиям трудового законодательства.

К примеру, по данным Госкомитета Якутии по занятости населения, по итогам 2017 года уровень общей безработицы в республике составил 7,1% (средний показатель по стране – 5,5%). При этом наблюдается более высокий уровень безработицы по сравнению с общероссийским уровнем и уровнем безработицы по ДФО, в сельской местности. В этой связи, особую актуальность имеет проблема сельской безработицы. В отдельных сельскохозяйственных и северных районах Якутии уровень безработицы превышал среднереспубликанский уровень в два раза.

В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) №145 от 27.10.2018 года «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» поставлена задача по снижению уровня общей безработицы до 6,7%.

Важным показателем, характеризующим напряжённость на рынке труда, является нагрузка безработного населения на одну заявленную вакан сию. Причины высокой безработицы в сельской местности, в арктических и северных районах носят системный характер: экономические – нерентабельность сельскохозяйственной деятельности, недостаточная государственная поддержка сельхозпроизводителей; структурные -     специфика сферы труда на селе, низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве, неразвитость неаграрных видов занятости; социальные – алкоголизация населения, иждивенчество, неадаптированность к рыночным условиям.

Одной из ключевых проблем рынка труда республики является количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающийся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики. Несбалансированность спроса и предложения приводит, с одной стороны, к наличию невостребованных работников на рынке труда, а с другой стороны, к дефициту работников конкретных профессий, специальностей и квалификаций на промышленных предприятиях. Республика испытывает серьезный дефицит трудовых ресурсов, в особенности по таким рабочим специальностям, как каменщики, штукатуры, бетонщики, арматурщики, машинисты, водители и т.д. Одним из наиболее существенных факторов, формирующих дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, является несоответствие между структурой подготовки кадров и структурой спроса на рабочую силу.

Необходимым условием для обеспечения экономической и социальной стабильности населения и основным критерием соблюдения трудовых прав граждан является своевременная и полная оплата труда.

На территории республики зарегистрировано более 27 тысяч хозяйствующих субъектов, у которых осуществляют трудовую деятельность 359,4 тыс. работников.

Несмотря на снижение к 01.11.2018 в два раза долга по заработной плате в сравнении с данными статистики аналогичного периода прошлого года, ситуация с оплатой труда в регионе на предприятиях и организациях остается напряженной.

Так, по данным Росстата по состоянию на 01.11.2018 общая сумма задолженности по оплате труда в республике составляла 20,2 (39,9 – здесь и далее по тексту данные на 01.11.2017) млн. рублей и приходилась на 7 (8) организаций-респондентов статистической отчетности. В ее размер также включен долг (5,8 млн. рублей) трех хозяйствующих субъектов (ПОУ ЦВПВ РО ДОСААФ – 0,5 млн. рублей, КП «Арктическая транспортная компания» – 2,95 млн. рублей, ОАО «Ростовшахтострой» – 3,207 млн. рублей), надзор за исполнением законов которыми осуществляют Дальневосточный транспортный прокурор, военный прокурор Восточного военного округа, прокурор Ростовской области соответственно.

Однако практика прокурорского надзора свидетельствует, что реальный размер долга в регионе превышает официальные данные.

На 01.11.2018 в республике числилось еще 24 (32) предприятия, невыплачивающих работникам заработную плату и непредоставляющих статистические сведения, как в силу положений закона, так и в связи с ненадлежащим исполнением установленных законом требований, с размером долга 102,8 (86,8, + 18 %) млн. рублей.

Таким образом, общий размер фактической задолженности по заработной плате в регионе составил 123,0 (126,7) млн. рублей у 31 (40) хозяйствующего субъекта (1 119 работников).

Изучение структуры долга по видам экономической деятельности показало, что к 01.11.2018, как и в течение 2018 г., высокий уровень неисполненных обязательств вознаграждения за труд образовывали предприятия строительства (39,2 %), жилищно-коммунальной сферы (17,3 %), геологоразведки (16,6 %), сельскохозяйственной отрасли (15,1 %) и дорожного хозяйства (7,2 %).

Обобщение итогов надзорной работы прокуратуры республики в регионе за 10 месяцев 2018 года, анализ динамики роста и снижения долга по заработной плате на предприятиях показал, что основной причиной его возникновения явилось отсутствие собственных средств, в большей части связанных с наличием кредитов по денежным обязательствам, дебиторской задолженности, сезонным характером работ и др.

Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ и является общепризнанным социально-экономическим правом, фундаментальную основу которого составляют нормы международных актов: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Анализ выявленных нарушений за 2017, текущий период 2018 года в сфере охраны здоровья свидетельствует об имеющейся острой проблеме реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Так, на основании проверок установлено, что в подавляющем большинстве учреждений здравоохранения республики существует проблема дефицита врачебных кадров, что не позволяет в полной мере обеспечить право граждан на квалифицированную и качественную медицинскую помощь. По состоянию на 01.01.2018 Министерством утверждено 6423,00 штатных врачебных должностей, укомплектованность врачами штатных должностей составила только 75,1% (2015 г. – 73,2).

Отрицательно сказывается на качество и своевременность оказания медицинской помощи наличие фактов ненадлежащего укомплектования учреждений здравоохранения медицинской техникой, материалами и лекарственными препаратами.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что большинство учреждений здравоохранения не соответствуют требованиям стандартов оснащений по оказанию медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения РФ.

Серьезную озабоченность вызывает не своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями.

Статья 40 Конституции РФ закрепляет право на жилище, под которым понимается субъективное право гражданина на пользование и приобретение жилого помещения. Основной закон формулирует основные гарантии реализации этого права: запрет произвольного лишения жилища; поощрение жилищного строительства органами государственной власти и местного самоуправления; создание условий для осуществления права на жилище; предоставление жилища бесплатно или за доступную плату малоимущим или иным указанным в законе гражданам.

Органами прокуратуры республики на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением жилищного законодательства, который в силу его социальной важности отнесен к приоритетным.

Особую актуальность вопросы обеспечения законности в данной сфере приобретают в связи с нехваткой государственного и муниципального жилищного фонда, предназначенного для проживания граждан, высокой долей ветхого и аварийного жилья, распространенностью грубых нарушений прав граждан при строительстве жилья и т.д.

Тематически основными направлениями надзора в данной сфере являются надзор за соблюдением прав граждан при предоставлении им коммунальных услуг и содержании общего имущества многоквартирных домов, капитальном ремонте жилья, долевом строительстве, переселении из ветхого и аварийного жилья.

Типичными нарушениями, выявляемыми прокурорами в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирных домов, являются несоблюдение нормативов их предоставления (например, отсутствие водо-, тепло-, электроснабжения ввиду технологических нарушений или недостаточный объем предоставления услуг в связи с ненадлежащим содержанием инженерных коммуникаций), непроведение организациями, обслуживающими жилищный фонд, работ по заключенным договорам (в том числе вывоз ТБО и ЖБО, ремонт общего имущества дома).

К примеру, прокуратурой Кобяйского района в январе 2017 года установлено, что в результате длительного бездействия УК ООО «Мастер+» по вывозу жидких бытовых отходов постоянно происходит разлив сточных вод из септика, что привело к подтоплению придомовой территории соседнего дома, а также затоплению кв. № 1 данного дома.

По принятым прокуратурой района мерам директор ООО «Мастер+» привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, назначен административный штраф 50 000 руб., обеспечено устранение нарушений.

Практика прокурорского надзора показывает, что значительная часть допускаемых нарушений обусловлена недостаточным знанием гражданами требований жилищного законодательства, что приводит зачастую к избранию ими неэффективных средств защиты своих прав. Серьезной проблемой остается вопрос собираемости с граждан платежей за оказываемые управляющими организациями услуги по содержанию общего имущества дома, что обычно недобросовестные предприниматели используют для оправдания своего бездействия. Помимо этого, надлежащее обслуживание значительного числа домов, находящихся в неудовлетворительном эксплуатационном состоянии, экономически нерентабельно, что побуждает управляющие организации бездействовать в части оказания проживающим в них гражданам необходимого перечня услуг.

Определенные сложности возникают при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере капитального ремонта многоквартирных домов.

Так, например, прокуратурой республики установлено, что в 2018 году в республике планировалось осуществить капитальный ремонт в 377 многоквартирных домах, на что требовалось выделение финансирования в размере свыше 2 млрд. руб., из них из государственного бюджета – свыше 1,5 млрд. руб. Вместе с тем, фактически из государственного бюджета на данные цели предусмотрено лишь 273,6 млн. руб.

Из вышеуказанного очевидно следует, что в настоящее время количество нуждающегося в капитальном ремонте жилья, а значит и требуемое на цели его ремонта финансирование, значительно превышает способность государственного бюджета обеспечить соблюдение жилищных прав граждан.

При этом нарушения прав граждан в данном отношении обусловлены не только объективными причинами, но конкретными виновными действиями должностных лиц.

Так, проведенной в мае 2018 года проверкой деятельности «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» (далее по тексту – Фонд) выявлены факты несоблюдения сроков проведения капитального ремонта, проведения капитального ремонта в домах, признанных аварийными, некачественное выполнение строительных работ, осуществления ненадлежащего контроля за качеством и сроками оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями, нарушения законодательства о закупках, рассмотрения обращений граждан. 30.05.2018 по данным фактам прокуратурой республики генеральному директору Фонда внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечены 2 лица.

В последние годы повышенное внимание уделяется вопросам законности при долевом строительстве жилья.

В настоящее время в республике силами 65 застройщиков возводятся 111 объектов с привлечением средств граждан. Заключено почти 9 тысяч договоров участия в долевом строительстве на сумму 30 миллиардов рублей.

Состояние законности в данной сфере требует постоянного внимания. В связи с этим прокуратурой республики реализуется комплекс координационных, организационных и надзорных мер.

Вопросы защиты прав дольщиков рассматривались на расширенном заседании коллегии прокуратуры республики, на оперативных совещаниях с участием заинтересованных ведомств и органов контроля республики. Действует специальная межведомственная рабочая группа, на которой решаются детальные вопросы взаимодействия.

Осуществление долевого строительства связано с привлечением значительных объемов денежных средств от широкого круга граждан, что приводит в случае совершения застройщиком недобросовестных действий к существенному росту социальной напряженности.

При этом ответственность за причинение имущественного вреда дольщикам по правилам гражданского законодательства несет застройщик, т.е. лицо, данный вред причинившее.

Вместе с тем, многими субъектами РФ, в том числе Республикой Саха (Якутия), приняты нормативные правовые акты, предусматривающие формы социальной поддержки пострадавших граждан, так или иначе требующие значительных расходов из государственного бюджета. Фактически в таких случаях государство принимает на себя ответственность за виновные действия иных лиц.

Например, в конце 2017 года внесены изменения в Закон о госбюджете республики на 2018 год, для оказания мер поддержки предусмотрено выделение денежных средств в размере 50 млн. руб.

В данный момент ставится вопрос об увеличении финансирования данных мероприятий на 2019 год до 150 млн. руб.

Приняты постановления Правительства региона, предусматривающее сроки и порядок выделения субсидий ЖСК дольщиков (от 30.08.2017 № 298, от 12.07.2018 № 216).

В целях профилактики подобных нарушений в 2018 году федеральным законодателем внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ужесточающие требования, предъявляемые к застройщикам, что в перспективе приведет к значительному уменьшению допускаемых нарушений прав граждан в данной сфере.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На территории республики численность пенсионеров, получающих пенсионные выплаты, составляет 274 793 человек, средний размер пенсии - 18 024,62 руб. Страховую пенсию получают 245 473 человек, средний размер которой составляет 18 281,83 руб. В том числе по старости пенсию получают 224 117 человек, по инвалидности 12 376 человек, по случаю потери кормильца – 8 980 человек. Получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению являются 29 320 человек, средний размер пенсии составляет 11 892,22 руб. Из общей численности пенсионеров – 603 получатели накопительной пенсии, 101 – получатели срочной пенсионной выплаты.

По информации ГУ РО ФСС РФ по РС(Я) за 2018 год выплачено 82 471 пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 1 402 767,52 руб. На ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачено 28 785 гражданам на сумму 371 798,06 руб. По беременности и родам выплачено 1 862 гражданам на сумму 294 939,01 руб. Пособие при погребении получили 101 гражданин на сумму 844,07 руб.

Органами прокуратуры республики выявлены единичные случаи необоснованных отказов пенсионных органов в компенсации расходов на приобретение авиабилетов к месту отдыха и обратно, незаконного уменьшения размеров пенсии, и др.

К примеру, в 1 полугодии 2018 года прокурорами городов и районов выявлены факты наличия задолженности перед пенсионерами расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно.

Так, прокуратурой г. Якутска установлено, что 08.02.2018 пенсионер Кошмелёв Ю.М. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Якутске РС(Я) с заявлением о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Решением Пенсионного фонда от 14.02.2018 № 47635/18 в предоставлении указанной компенсации ему было отказано в связи с нахождением места отдыха за пределами территории РФ.

Кошмелёв Ю.М., являясь неработающим пенсионером по старости, в период с 26.12.2017 по 30.01.2018 находился на отдыхе. Проездные документы Кошмелёва Ю.М., подтверждают факт его выезда из экстремальных природно-климатических условий Крайнего Севера в иной, более благоприятный природно-климатический регион, а именно в г. Аликанте, Испания.

Расходы заявителя по проезду к месту отдыха и обратно по территории России (от г. Якутска до границы России и обратно) составили 27 377 руб., что подтверждается маршрутными квитанциями, посадочными талонами, а также справкой АО «Главное агентство воздушных сообщений» от 13.03.2018.

Таким образом, отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Якутске РС(Я) в получении компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно на территории РФ в нарушение ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» является незаконным.

В связи с этим, в интересах заявителя в суд направлено исковое заявление о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Якутске РС(Я) компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 27 377 руб., которое удовлетворено в полном объеме.

Аналогичные исковые заявления направлены прокурорами Томпонского, Хангаласского, Чурапчинского районов, г. Нерюнгри и Мирного.

При проверке деятельности органов местного самоуправления при реализации ими полномочий в сфере исполнения законодательства, в части своевременной выплаты пособий и иных выплат установлено следующее.

Прокуратурой города Якутска выявлены факты нарушения 10 – дневного срока назначения и выплаты заявителям единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. В результате, по состоянию на 01.01.2018 образовалась кредиторская задолженность перед 11 гражданами на выплату единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 160 233,22 руб. По указанным фактам 10.02.2018 прокуратурой города Якутска начальнику отдела опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска внесено представление об устранении нарушений закона, которое удовлетворено, задолженность погашена в полном объеме.

Прокурорами 18 районов и городов пресечены нарушения законодательства, связанные с несвоевременной выплатой компенсации части родительской платы на сумму более 27 млн. руб. (более 7 млн. руб.) за апрель, май, июнь 2018 года.

Причинами образования указанной задолженности явились некорректное составление органами местного самоуправления кассового плана, изменение схемы перечисления выплат гражданам, проблемы со счетами, в том числе истечение срока действия договора на их обслуживание, отсутствие работников бухгалтерии. На основании 26 представлений (6) и 444 (305) исков, на данном этапе погашено задолженности на сумму более 8 млн. руб., 11 представлений по задолженности за май-июнь 2018 года находятся на рассмотрении.

Широкое распространение имеют нарушения прав граждан при рассмотрении их письменных обращений.

Органами государственной власти, органами местного самоуправления допускаются типичные нарушения, связанные с ненаправлением или несвоевременным направлением ответов на заявления граждан, рассмотрением только части доводов обращений, разрешением обращений неуполномоченными лицами. К примеру, органами прокуратуры республики только за 2017 год выявлено 570 нарушений в данной сфере, свыше 200 лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Определенную сложность вызывают вопросы распространения норм федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан на те органы и организации, которые прямо не указаны в законе. Далеко нередки и случаи злоупотребления гражданами своего права на обращение, что выражается в многократных обращениях по одному и тому же вопросу в один и тот же орган (например, многократные обращения граждан в прокуратуру после исчерпания всех предусмотренных способов защиты прав, в том числе судебного); обжаловании ответов по малозначительным основаниям, направлении новых обращений под видом жалоб на ранее данные ответы и т.д.

Особое внимание органами прокуратуры уделяется вопросам исполнения избирательного законодательства, поскольку от обеспечения беспрепятственного, свободного волеизъявления граждан зависит облик всего государства в целом.

Например, в 2018 году в ходе подготовки и проведения выборов Главы РС (Я), народных депутатов РС (Я), глав муниципалитетов и депутатов представительных органов местного самоуправления органами прокуратуры республики выявлено 25 нарушений избирательного законодательства.

По фактам выявленных нарушений внесено 8 представлений об устранении нарушений закона, которые рассмотрены и удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 6 лиц. На незаконные правовые акты принесено 2 протеста, которые удовлетворены, в противоречащие правовые акты внесены изменения. Вынесено 13 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, которые рассмотрены с назначением виновным лицам административных штрафов. Объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения закона. В суд предъявлено 1 исковое заявление, которое удовлетворено.

Органами прокуратуры пресечены нарушения в сфере предвыборной агитации, факты несвоевременного перечисления денежных средств на проведение выборов, нарушения при формировании списков избирателей и формирования избирательных комиссий. Проверками также предотвращено использование административного ресурса для повышения явки избирателей в день голосования.

Согласно частям 1, 2 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Таким образом, право на землю относится к основополагающим правам граждан, которое должны соблюдать и защищать государственные органы, в том числе прокуратура РФ.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ регулируются особенности предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Основной целью Федерального закона № 119-ФЗ стало привлечение жителей РФ к освоению земельных участков, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в целях более эффективного развития региона в целом, его экономической, демографической и других составляющих.

Согласно Закону любому жителю из любого уголка России безвозмездно один раз может быть предоставлен земельный участок в размере одного гектара земли с условием его освоения по назначению в течение пяти лет при множестве вариантов его использования. Через пять лет при условии освоения земли ее можно будет арендовать или получить в собственность.

На сегодняшний день по территории республики подано уже более 20 тысяч заявлений о предоставлении земельных участков, заключено более 7 тысяч договоров безвозмездного пользования.

Учитывая актуальность реализации на территории республики Федерального закона № 119-ФЗ прокуратура республики принимает организационные и практические меры, направленные на улучшение качества прокурорского надзора за исполнением законодательства о землепользовании на всех этапах реализации Федерального закона № 119-ФЗ.

С этой целью обеспечен конструктивный диалог и оперативный обмен информацией с органами государственной власти, а также лицами, ответственными за реализацию Федерального закона № 119-ФЗ. На системный подход к организации надзора на всех трех этапах реализации Федерального закона № 119-ФЗ ориентирует приказ прокурора республики № 128 от 17.10.2016 «Об организации надзора в сфере земельного законодательства».

В целях реализации указанного Федерального закона на территории республики принята нормативная правовая база, в том числе 2 Закона Республики Саха (Якутия), 3 Указа Главы РС(Я), административные регламенты органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Органами прокуратуры республики в рамках надзора проверены названные правовые акты на предмет соответствия требованиям федерального законодательства и наличия коррупциогенных факторов. Прокурорами опротестовано более 70 правовых муниципальных актов в соответствующей сфере. В ходе проверок выявляются нарушения законодательства при осуществлении процедур уполномоченными органами.

Так, прокурором Хангаласского района выявлен факт нарушения Администрацией МР «Хангаласский» улус сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков. По постановлению прокурора виновное лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ в виде штрафа. По аналогичным основаниям по постановлению прокурора Усть-Алданского района к административной ответственности привлечен начальник МКУ «Управление муниципальным имуществом» МР «Усть-Алданский улус (район)».

Якутской природоохранной прокуратурой выявлены нарушения в части ненаправления Департаментом по лесным отношениям РС(Я) заявителям зарегистрированных экземпляров договоров безвозмездного пользования. По представлению прокурора виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, Якутской природоохранной прокуратурой установлено, что 3 гражданам земельные участки Департаментом по лесным отношениям РС(Я) предоставлены в пределах территории ресурсного резервата «Приалданский» в Усть-Алданском районе, т.е. в территории, ограниченной в обороте. В указанной связи прокуратура внесла в адрес руководителя Департамента представление, которое рассмотрено и удовлетворено, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, в рамках исполнения представления направлены исковые заявления в Усть-Алданский районный суд о признании договоров безвозмездного пользования земельным участком недействительными, которые находятся на рассмотрении.

Всего органами прокуратур республики с начала реализации Закона № 119-ФЗ выявлено более 400 нарушений закона, внесено более 170 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 31 лицо, объявлено 11 предостережений, 25 лиц привлечены к административной ответственности. Как видно из приведенной практики прокурорского надзора, новый отраслевой Закон требует пристального внимания, поскольку в ходе его реализации затрагиваются права граждан, а также публично-правовых образований.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В систему экологических прав граждан, кроме права на благоприятную окружающую среду, которое считается основным экологическим правом, входят и иные права - права на использование природных ресурсов в целях удовлетворения личных потребностей (общего природопользования). Основное право - право на благоприятную окружающую среду обеспечивается государством посредством специального механизма, в котором занимают особое место меры государственного принуждения. В лесном законодательстве право граждан на благоприятную окружающую среду и право на общее природопользование реализуются посредством обеспечения права граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Однако это право граждан может быть ограничено. В соответствии с п. 5 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Ограничение одного права направлено на обеспечение другого права - того же самого права на благоприятную окружающую среду, в связи с тем что неконтролируемое посещение лесов во время пожароопасного периода может привести к лесному пожару, в результате которого будет причинен как экономический, так и экологический ущерб - сокращение лесов отрицательно сказывается на состоянии всей природной среды.

Одним из основных направлений деятельности федерального государственного лесного надзора является выявление и пресечение незаконных рубок.

Республика Саха (Якутия), занимая площадь 1/5 части территории Российской Федерации, является не только самым крупным субъектом Российской Федерации, но и самым крупным лесным регионом по площади земель лесного фонда. Площадь земель лесного фонда составляет 254,7 млн. гектаров или 82% от общей территории республики.

Поэтому, при осуществлении переданных полномочий в области лесных отношений особое внимание уделяется пожарной безопасности, предупреждению возникновения лесных пожаров по вине человека, в том числе путем контроля за деятельностью лесопользователей на лесных участках, а также на пресечение и выявление незаконных рубок на землях лесного фонда и случаев незаконного использования лесов.

         Реализация крупных энергетических, строительных проектов влечет экологические последствия, в том числе образование масштабных отходов, отвалов; изменение природных ландшафтов, вырубки лесов. Как показывает практика, при строительстве линейных объектов на территории республики, таких как нефтепроводная система и линии электропередачи, наблюдается варварское отношение к лесным богатствам.

Вызывает серьезную озабоченность эффективность работы лесной охраны в районах масштабного промышленного освоения территорий. В этой связи необходимо активизировать работу контролирующих органов в части исполнения предприятиями-лицензиатами лицензионных условий и требований при проведении геолого-разведочных, строительных и выполнении других видов работ при промышленном освоении территорий.

Управление по надзору

за исполнением федерального законодательства