Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на обработку персональных
данных и соглашаетесь с правилами политики об обработке персональных данных.
На сайте происходит сбор и обработка данных о посетителях с помощью сервисов
интернет-статистики (Яндекс Метрика и Спутник Аналитика).
Хорошо
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Муниципальный район «Алданский район»
официальный сайт

"Мусорная" реформа: основные положения

22.01.2019

Реформирование отрасли обращения с отходами, в том числе и твердыми коммунальными отходами, началось с 2015 года, после принятия Закона № 458-ФЗ, в котором были внесены значительные изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие обращение с отходами производства и потребления.

Цель реформы – улучшение экологической обстановки в городах и селах за счет снижения негативного воздействия на окружающую среду. В регионах постепенно будет введен раздельный сбор отходов, запрет захоронения отходов, пригодных для вторичной переработки, жесткие санкции за ненадлежащую утилизацию.

Итак, остановимся на ключевых, на наш взгляд, моментах реформирования:

1. Законодателем введено понятие твердые коммунальные отходы (ТКО) К ТКО относятся: - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. - отходы, образующиеся также в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

2. Региональный оператор - новая специализированная организация по обращению с ТКО. С 01.01.2019 года на территории субъектов РФ весь цикл обращения с ТКО - сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение обеспечивается региональными операторами, отобранными в результате конкурсных процедур. Они станут полностью координировать цепочку движения коммунальных отходов, что в конечном итоге приведет к сокращению количества несанкционированных свалок. Статус регионального оператора присваивается на 10 лет. Наша республика с учетом природно-климатических и региональных особенностей разделена на 5 зон деятельности региональных операторов: Центральная, Центрально-восточная; Южная; Западная и Арктически-северная. Алданский район совместно с соседним Нерюнгринским районом относится к Южной зоне. На сегодняшний день определен Региональный оператор Южной зоны – это предприятие МУП Переработчик г. Нерюнгри.

Данная организация на основании соглашения обеспечивает оказание услуг по обращению с ТКО и несет ответственность за обращение с ТКО в зоне своей деятельности с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО и до момента их выгрузки в месте приема. Контроль над деятельностью регионального оператора осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я). Регулируются и тарифы на оказываемую услугу. Так, Постановлением Государственного комитета по ценовой политике № 214 от 20.12.2018 года утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов. Для Алданского района данный тариф составит для многоквартирного фонда - 106,16 рублей с человека в месяц и 112,43 рубля в индивидуальных жилых домах и домах с приусадебными участками.

3. Обязательность заключения договоров. Платить за вывоз ТКО придется всем без исключения – собственники помещений – образователи ТКО будут обязаны заключить договор с региональным оператором. Императивность данного требования установил Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статьей 24.7 ФЗ от 25.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплена обязанность собственников ТКО по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (ч.4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, в редакции Закона № 503-ФЗ). При этом, предприятие - образователь ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором, если у предприятия есть свой объект размещения отходов и он находится на земельном участке, на котором образуются отходы, или на смежном земельном участке (п.6 ст. 24.7 ФЗ № 89-ФЗ).

При этом, несоблюдение требования по заключению договора на вывоз ТКО образует объективную сторону состава административного правонарушения по статье 8.2 Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления КоАП РФ и предусматривает наказание в виде санкции на граждан от 1 тысячи до 2 тысяч; на должностных лиц: от десяти тысяч до тридцати тысяч; ИП от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Услуга регионального оператора по обращению с ТКО становится коммунальной услугой. Причем переход жилищной услуги в коммунальную происходит автоматически с появлением регионального оператора. Качество данной услуги будет регулироваться Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

5. Введено понятие «территориальная схема обращения с отходами в том числе с ТКО». В Республике утверждена и действует территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории РС (Я) на период с 2017 – 2026 годы и прогнозный период до 2036 года (далее по тексту схема). Согласно документу планируется охватить системой сбора ТКО практически все населенные пункты республики, постепенно перейти к системе сортировки отходов с выделением утилизируемых фракций для последующего использования их в качестве вторичного сырья.   В Алданском районе согласно схеме РС (Я) запланирована установка 1852 штук контейнеров объемом 0,75 м3 для сбора ТКО для жилого фонда; и 492 штуки для юридических лиц, также потребуется оборудование 473контейнерных площадок. Кроме того, для перехода к функционированию новой системы обращения с отходами   Алданский район также нуждается в оснащении 35 единицами контейнерных мусоровозов, 9 из них, должны быть повышенной проходимости, а также необходимо приобрести 9 бункеровозов и 5 машин для мойки контейнеров.

6. Новые полномочия муниципалитетов. Органам местного самоуправления (ОМСУ) в новой системе обращения с ТКО отведена важная роль. С 01.01.2019 года ОМСУ получили новые полномочия. К компетенции муниципалитетов законодательством об отходах производства и потребления отнесено:

- определение схемы мест накопления ТКО; - ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО;

- создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО

Также к вопросам местного значения муниципального района и поселений отнесены соответственно полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов и участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

Кроме того, Указом главы Республики Саха (Якутия) органам местного самоуправления рекомендовано провести работу по определению и оформлению земельных участков для размещения планируемых к реализации объектов накопления, обработки, обезвреживания, утилизации и захоронения ТКО с внесением соответствующих изменений в схемы территориального планирования муниципальных образований.

7. Мораторий на внесение платежей НВОС. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Перечисленные выше основные изменения должны способствовать более комфортному переходу на новую систему обращения с ТКО.

Алданский комитет охраны природы