Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на обработку персональных
данных и соглашаетесь с правилами политики об обработке персональных данных.
На сайте происходит сбор и обработка данных о посетителях с помощью сервисов
интернет-статистики (Яндекс Метрика и Спутник Аналитика).
Хорошо
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Муниципальный район «Алданский район»
официальный сайт

На страже интересов коренных народов.Ответственность недропользователей – под контроль Закона!

02.12.2019

 Якутия стала регионом, законодательно регулирующим этнологическую экспертизу проектов промышленных компаний, в КоАП РС (Я) включена норма об ответственности недропользователей за непроведение этой процедуры. Этнологическая экспертиза является единственным  действенным инструментом по возмещению ущерба, причиненного КМНС, народам, которые в результате промышленного освоения территории теряют очень многое: исконные родные земли, на которых они выросли, рыбопромысловые участки, охотничьи угодья.

 Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, об этом говорится в ст. 69 и 72 Конституции РФ, защита исконной среды обитания является важной государственной задачей. Якутия - единственный регион России, где действует Закон об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), принятый постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 З N 538-IV. Настоящий Закон регулирует отношения в области этнологической экспертизы в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Экспертиза затрагивает комплекс вопросов, связанных с цивилизованным построением отношений между хозяйствующими субъектами и коренными народами, для которых территория Алданского района является местом традиционного проживания, именно поэтому промышленное освоение земель невозможно без соблюдения всех природоохранных и этнологических требований. На территории Алданского района в законном порядке установлены две территории традиционного проживания малочисленных народов Севера: это Беллётский национальный эвенкийский наслег и национальный наслег Анамы.

 Поскольку указанный выше Закон работает с 2010 года, на территории Алданского района к настоящему времени проведены всего 5 этнологических экспертиз, в том числе по строительству двух ЛЭП, мостового перехода через р. Алдан, магистрального газопровода «Сила Сибири», эксплуатации космодрома Восточный в части падения отделяемых частей ракет-носителей. Управление по недропользованию РС (Я) на территории Беллетского и Анаминского наслегов в рамках лицензии осуществляют контроль деятельности нескольких недропользователей, не прошедших процедуру этнологических экспертиз. Их руководители были привлечены к административной ответственности. В августе – сентябре 2019 года административной комиссией было рассмотрено несколько материалов в отношении руководителей промышленных предприятий по фактам совершения административных правонарушений по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст. 4.8, 4.9 КоАП РС (Я). Пять должностных  лиц признаны виновными в совершении указанных нарушений, оштрафованы на сумму 200 тыс. рублей. Всего возбуждено 20 административных дел в отношении 5 руководителей.

 В Беллётском наслеге – ООО «Восток», ООО «Континент»; В Анаминском наслеге – ООО «Санти», старательская артель «Амур», ООО «Горнодобывающая компания Алдан», ООО «Саха Трейд». Указанные недропользователи не прошли процедуру проведения этнологической экспертизы, в связи с чем привлечены к административной ответственности, в том числе:

- по ст. 4.8 Кодекса РС (Якутия) об административных правонарушениях, то есть - несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления на проведение этнологической экспертизы в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы.

 В связи с тем, что эти предприятия к настоящему времени осуществляют свою коммерческую деятельность на территориях КМНС без проведения государственной этнологической экспертизы, то действия должностных лиц содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.9: - нарушение правового режима территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), установленного положением о территориях традиционного природопользования малочисленных народов, утвержденного Правительством Республики Саха (Якутия) или органом местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

По материалам административной комиссии

подготовила С.Р. Михайлова, специалист

социального управления администрации

МО «Алданский район»