- Главная
- Пресс-центр
- Новости
- Прокурор разъясняет!
Прокурор разъясняет!
25.05.2023

Конституционный суд РФ в своем постановлении от 12.01.2023 № 2-П «По делу о проверке конституционности статьи 227 ГК РФ, части 1 и пункта 1 примечаний к статье 158 УК РФ, статей 75, 87 и 88 УПК РФ в связи с жалобами граждан Галимьяновой А.В. и Пузрякова В.С.» (далее постановление № 2-П) поставил точку в вопросе о разграничении кражи от находки.
Согласно указанному постановлению № 2-П Конституционный суд РФ указал, что объективную сторону хищения в виде кражи найденного имущества, заведомо принадлежащего другому лицу и не имеющего признаков брошенного, образует единое сложное деяние, состоящее из завладения (установление фактического владения) обнаруженной чужой вещью, сопряженного с его сокрытием или сокрытием его источника её получения, её принадлежности другому лицу или её индивидуализирующих признаков, для тайного обращения его в свою пользу или в пользу иных, неуправомоченных лиц, чем причиняется ущерб собственнику или иному законном владельцу этого имущества, а равно тайное завладение с теми же целями чужой вещью, когда лицо, завладевшее ею, наблюдало её потерю собственником или иным законным владельцем и имело реальную возможность незамедлительно проинформировать владельца о потере и вернуть ему вещь.
При таких обстоятельствах кражей теперь признается сокрытие вещи при её обнаружении и невозвращении собственнику.
В статье 227 ГК РФ законодатель закрепил, что нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить собственника вещи (если он известен) или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право его получить, и возвратить найденную вещь этому лицу.
Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или транспорта.
Если собственник имущества не известен, лицо, нашедшее находку обязано заявить о находке в полицию или орган местного самоуправления.
Активное поведение лица, нашедшего вещь (заявление о находке, поиски ее собственника и т.п.), исключает уголовную ответственность за ее хищение и служит законодательно конкретизированным критерием для разграничения правомерного и противоправного деяния.
Невыполнение таких активных действий хотя и является по общему правилу неправомерным, но не образует признаков преступления.
Если лицо, обнаружившее найденную вещь, наряду с невыполнением действий, предусмотренных статьей 227 ГК РФ, совершает сокрытие найденной вещи (в тайнике, в своих вещах, в одежде, путем передачи другому лицу в целях сокрытия и т.д.) либо сокрытие признаков, позволяющих индивидуализировать вещь или подтвердить ее принадлежность законному владельцу (вытаскивает сим-карту из телефона, снимает чехол и т.д.), то такое поведение может свидетельствовать о возникшем умысле на хищение и о наличии корыстной цели, а потому деяние, начавшееся как внешне правомерная находка, может перерасти в преступление при совершении активных действий по сокрытию и обращению в свою пользу найденного имущества.
Примером совершения хищения в виде кражи найденного имущества может послужить следующий пример: «лицо, находясь в лесу и собирая грибы, нашло у опушки фотоаппарат и оставило его себе, скрыв факт находки и не сообщив об этом», так как лицо нашло чужую вещь и присвоило её себе, то есть совершает действия по активному сокрытию, поскольку имеет место факт присвоения (обращения в свою пользу, завладения).
Уважаемые жители и гости Алданского района, прокуратура района напоминает, что в случае обнаружения утерянного имущества необходимо уведомить собственника имущества о находке, если собственник имущества Вам неизвестен, необходимо заявить о находке в полицию либо в орган местного самоуправления.
Заместитель прокурора Алданского района
советник юстиции И.И. Пилипенко