Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на обработку персональных
данных и соглашаетесь с правилами политики об обработке персональных данных.
На сайте происходит сбор и обработка данных о посетителях с помощью сервисов
интернет-статистики (Яндекс Метрика и Спутник Аналитика).
Хорошо
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Муниципальный район «Алданский район»
официальный сайт

Методические рекомендации территориальным органам МЧС России по вопросам организации деятельности направленной на повышение эффективности работы муниципальных образований в области организации и осуществления мероприятий по гражданской обороны и т.д.

1.Вступление

Скопившиеся за последние годы проблемы и противоречия требовали своего решения и одним из основных моментов стали вопросы разделения полномочий между федеральным центром, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
И здесь важно отметить, что решение основных вопросов по обеспечению безопасности населения, территории  шло от уровня федерации через субъекты Российской Федерации и теперь дошли до первичного звена, тем самым завершив формирование реальной  многоуровневой  системы  РСЧС.
Созданная  система должна увязать весь комплекс задач по вопросам ГО, защиты населения и территории, пожарной безопасности и обеспечения безопасности на воде, быть эффективной, разумной и многоцелевой.
Проводимая в стране реформа местного самоуправления непосредственно  затронула и потребовала разграничения вопросов ответственности каждого уровня власти.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) на органы местного самоуправления возлагается решение комплекса вопросов, в том числе в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Анализ принятых законодательных актов субъектов Российской Федерации по вопросу реализации положений данного федерального закона на территории субъекта Российской Федерации показал, что в большинстве субъектов на муниципальные образования всех уровней, законодатель возложил выполнение полномочий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в полном объеме. В остальных - установлены различные сроки начала исполнения полномочий.
Полномочия в полном объеме выполняются муниципальными образованиями с 2006 года в 62 субъектах Российской Федерации, с 2007 выполняются в 14 субъектах Российской Федерации, с 2008 - 12 субъектах Российской Федерации.
Деятельность территориальных органов МЧС России по реализации требований данного федерального закона строилась в соответствии с «Методическими рекомендациями органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ» разработанными МЧС России. Данные Методические рекомендации определили пути и основные направления реализации требований данного федерального закона.
Важность и значимость реализации положений Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» состоит в том, что более 90% чрезвычайных ситуаций происходит на местном уровне, 75% пожаров происходит на территории муниципальных образований.
Печальная статистика по гибели людей в ЧС, на пожарах, на водных объектах убедительно доказывает, что основные мероприятия по предупреждению ЧС, сокращению числа пожаров, уменьшению гибели людей на пожарах и на водных объектах, должны проводится на местном, муниципальном уровне. И те полномочия, которыми наделяются муниципальные образования 131 федеральным законом, позволяют проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечивать  меры пожарной безопасности и безопасность людей на водных объектах.
Предлагаемые к использованию в повседневной деятельности территориальных органов МЧС России настоящие методические рекомендации направлены нам формирование единых и скоординированных подходов территориальных органов МЧС России по вопросам деятельности органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению первичных мер пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Перечень мероприятий проводимых территориальными органами МЧС России  не ограничивается только рамками данных методических рекомендаций. Предполагается реализовывать и использовать мероприятия по повышению эффективности безопасности жизнедеятельности муниципальных образований проводимые ранее, прошедшие необходимую апробацию при работе с муниципальными образованиями

2. Основные термины и определения
    
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
поселение - городское или сельское поселение;
муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;
межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений;
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;
органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер;
В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
мероприятия по безопасности жизнедеятельности населения - деятельности органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению первичных мер пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

3.Полномочия органов местного самоуправления

В соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения отнесены следующие.
Для муниципальных районов:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района;
- организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
    Для поселений(сельских, городских):
- участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселения;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
- организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории поселения от ЧС природного и техногенного характера;
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб (далее – АСС) и (или) аварийно-спасательных формирований (далее – АСФ) на территории поселения;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
    Для городских округов:
 - участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах городского округа;
 - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
- организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории городского округа от ЧС природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- создание, содержание и организация деятельности АСС и (или) АСФ на территории городского округа;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
    Федеральные законы раскрывают вопросы местного значения.
   В соответствии с требованиями  Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 –ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно:
- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
- осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;    
- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
- создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
    В соответствии с требованиями  Федерального закона от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ года «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
- проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
- проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
    В соответствии с требованиями  Федерального закона от 21 ноября 1994 № 69-ФЗ года «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Вопросы координации деятельности муниципальных образований в области обеспечения безопасности жизнедеятельности

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации (статья 8 пункт 1 Федерального закона 131 – ФЗ).
В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований (статья 8 пункт 2 Федерального закона 131 – ФЗ).
С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований.
В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления (статья 8 пункт 4 Федерального закона 131 – ФЗ.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений (статья 15 пункт 4 Федерального закона 131 – ФЗ).

4. Деятельность МЧС России по повышению эффективности работы муниципальных образований по вопросам безопасности жизнедеятельности населения

    Для организационно-методического сопровождения реализации органами местного самоуправления положений федерального закона № 131- ФЗ, МЧС России были подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах .
В период с 2005 по 2007 годы в помощь органам местного самоуправления по данному вопросу было подготовлено более 100 нормативных документов (правил, инструкций, методических указаний). Все материалы были направлены в субъекты Российской Федерации и размещены на официальном интернет сайте МЧС России.
    Вместе с тем  для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в области безопасности жизнедеятельности  и на основе опыта практической реализации основных положений  Федерального закона  №131-ФЗ в части вопросов отнесенных к компетенции МЧС России предлагается следующий комплекс мероприятий проводимых как центральным аппаратом МЧС России так и территориальными органами МЧС России.

    4.1 Мероприятия проводимые центральным аппаратом МЧС России

    Проведение оценки организации работы  муниципальных образований в области проведения мероприятий по безопасности жизнедеятельности населения на территории  Российской Федерации и состояния муниципальной нормативной правовой базы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
    Подготовка соответствующих методических документов по организации работы территориальных органов МЧС России направленной на повышение безопасности жизнедеятельности населения
    Рассмотрение вопросов повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению первичных мер пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья  на совещаниях проводимых центральным аппаратом МЧС России.
    Организация взаимодействия с Советом муниципальных образований Российской Федерации, с Комитетом по местному самоуправлению Государственной думы Федерального собрания, Министерством регионального развития.  
    Анализ и контроль мероприятий проводимых территориальными органами МЧС России по повышению безопасности жизнедеятельности населения.
    Подведение итогов деятельности по повышению эффективности работы муниципальных образований в области проведения мероприятий по безопасности жизнедеятельности населения
    
    4.2 Мероприятия проводимые  региональным  центром  МЧС России

    Издание приказа регионального центра по организации работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской федерации по повышению  безопасности жизнедеятельности населения муниципальных образований.
    Проведение оценки организации работы  муниципальных образований в области проведения мероприятий по безопасности жизнедеятельности населения на территории федерального округа и состояния муниципальной нормативной правовой базы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
    Рассмотрение вопросов повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению первичных мер пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья  на  заседании МВК (КЧС и ПБ) федерального округа.
    Организация взаимодействия с общественными организациями органов местного самоуправления.
    Рассмотрение вопросов повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по безопасности жизнедеятельности населения на коллегии регионального центра.
    Организация работы по реализации главными управлениями МЧС России по субъектам Российской федерации методических рекомендаций по повышению эффективности работы муниципальных образований в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
    Организация работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской федерации по заключению соглашений между муниципальными образованиями о передаче исполнения части вопросов местного значения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
    Организация работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской федерации по проведению смотра-конкурса «Лучшее муниципальное образование в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения».
    Анализ и контроль мероприятий проводимых главными управлениями МЧС России по субъектам  Российской Федерации федерального по повышению безопасности жизнедеятельности населения.
    Подведение итогов деятельности по повышению эффективности работы муниципальных образований в области проведения мероприятий по безопасности жизнедеятельности населения федерального округа

    4.3 Мероприятия проводимые главным  управлением  МЧС России

    Организация работы муниципальных образований в области проведения мероприятий по безопасности жизнедеятельности населения на территории субъекта Российской федерации.
    Рассмотрение вопросов повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по безопасности жизнедеятельности населения на коллегии главного управления.
    Рассмотрение вопроса повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по безопасности жизнедеятельности населения на заседании КЧС и ПБ субъекта  Российской Федерации.
    Организация взаимодействия с советом муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
    Организация работы по формированию нормативной правовой базы уровня муниципальных образований по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
    Организация работы по заключению соглашений между муниципальными образованиями о передаче исполнения части вопросов местного значения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
    Организация подготовки и обучения руководителей органов местного самоуправления по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
    Организация проведения смотра-конкурса «Лучшее муниципальное образование в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения».
    Подведение итогов деятельности по повышению эффективности работы муниципальных образований в области проведения мероприятий по безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской федерации.

    4.4 Мероприятия проводимые главными управлениями МЧС России по субъектам  Российской Федерации по заключению соглашений между муниципальными образованиями
    
    Пункт 4 статьи 8 Федерального закона  131 – ФЗ   определяет, что в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. При этом отмечается что указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.
    В то же время пункт 4 статьи 15 Федерального закона  131 – ФЗ   определяет, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Одновременно органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. При этом указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
    Для практической реализации указанных положений федерального закона предлагаются следующие проекты (варианты) соглашений:
    соглашение  между сельским муниципальным образованием и   районным муниципальным образованием   о передаче исполнения  части своих полномочий;
    соглашение (договор)  между сельскими муниципальными образованиями об объединении финансовых средств для создания аварийно-спасательного формирования и пожарной части.
    Содержание проектов соглашений приведены в приложении к настоящим методическим рекомендациям.  
    Предлагается следующий порядок работы по подписанию данных соглашений.
    1.Проведение анализа выполнения муниципальными образованиями полномочий определенных действующим законодательством, в частности по участию органов местного самоуправления в решении вопросов гражданской обороны, участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению первичных мер пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
    2.Проведение мониторинга принятия соответствующей муниципальной правовой базы и соответствия ее рекомендованному. В том числе анализ заключенных соглашений между муниципальными образованиями в других областях жизнедеятельности.
    3.Изучение механизма взаимодействия муниципальных  образований между собой и с   органами исполнительной власти субъекта  Российской Федерации.
    4.Организация взаимодействия с Советом муниципальных образований, иными общественными образованиями существующими на территории субъекта  Российской Федерации. Обсуждение проекта соглашения с руководством  Совета муниципальных образований, иными общественными образованиями
    5.Согласование в рабочем порядке проекта соглашения в органах исполнительной власти субъекта  Российской Федерации.
    6. Разработка и внедрение «пилотного» соглашения на территории двух муниципальных образований.
    7. Проведение анализа потребности заключения соглашений по всем муниципальным образованиям исходя из сложившейся ситуации с бюджетным финансированием, уровнем доходов муниципальных образований, представления региональных межбюджетных субвенций, наличия формирований муниципальной пожарной охраны, создания и функционирования аварийно-спасательных формирований, в том числе и нештатных.
    8.Контроль и оказание необходимой методической помощи органам местного самоуправления по заключению соглашений.
    Перечень полномочий предлагаемый к передаче в рамках соглашений.
Уровень-  поселение (городское, сельское) – муниципальный район:
    создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб (далее – АСС) и (или) аварийно-спасательных формирований (далее – АСФ) на территории поселения
    организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории поселения от ЧС природного и техногенного характера
Уровень-  муниципальный район-  поселение (городское, сельское):
    участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района;
    организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера;
    осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья
    Перечень предметов совместного ведения поселениями в рамках заключаемых соглашение (договора)
    участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселений;
    обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в том числе создание муниципальной пожарной части
    организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории поселения от ЧС природного и техногенного характера;
    создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб (далее – АСС) и (или) аварийно-спасательных формирований (далее – АСФ) на территории поселения;
    осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Приложения

СОГЛАШЕНИЕ
между сельским муниципальным образованием и
районным муниципальным образованием  
о передаче исполнения  части своих полномочий

Администрация сельского муниципального образования  и администрация районного муниципального образования  именуемые в дальнейшем «Стороны»,  исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности за осуществление совместной деятельности, невмешательства в исключительную компетенцию друг друга, и в целях повышения эффективности решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации) при чрезвычайных ситуациях межмуниципального характера и участия в ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального характера, реализации первичных мер пожарной безопасности, организации осуществления на межмуниципальном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, пришли к соглашению о нижеследующем:

Статья 1

1. Стороны подтверждают необходимость совместных действий в сфере решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального характера, реализации первичных мер пожарной безопасности, организации тушения пожаров силами муниципальной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах.
2. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Соглашения администрация сельского муниципального образования передает, а  администрация районного муниципального образования принимает на себя реализацию ряда вопросов местного значения.
3. Стороны  несут ответственность за  своевременное и эффективное решение вопросов, предусмотренных настоящим Соглашением, в соответствии с законодательством.

Статья 2

1. В целях выполнения настоящего Соглашения администрация сельского муниципального образования передает, а  администрация районного муниципального принимает полномочия, реализуемые за счет средств счет субвенций, предоставляемых из бюджета сельского муниципального образования в бюджет районного муниципального образования по решению вопросов местного значения:
1.1 Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
1.2 Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
1.3  Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
2. Реализацию передаваемых администрацией сельское муниципальное образование  полномочий на территории района осуществляет орган администрации районного муниципального образования наделенный соответствующими полномочиями.
3. Администрация сельского муниципального образования в соответствии с настоящим Соглашением:
передает  в  управление  органу администрации районного муниципального образования наделенному соответствующими полномочиями силы и средства сельского муниципального образования, обеспечивающих реализацию передаваемых полномочий;
обеспечивает передачу органу администрации районного муниципального образования наделенному соответствующими полномочиями в установленном законодательством порядке в безвозмездное пользование  имущества, находящегося в собственности муниципального образования и необходимого для осуществления полномочий, передаваемых районному муниципальному образованию.

Статья 3

1.Администрация районного муниципального образования обеспечивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке финансирование и материально-техническое обеспечение полномочий переданных администрацией сельского муниципального образования.
2.Администрация сельского муниципального образования участвует в финансировании и материально-техническом обеспечении переданных полномочий за счет субвенций предоставляемых в бюджет районного муниципального образования.

Статья 4

1.Расчет расходных обязательств Сторон на очередной финансовый год, возникающих на основании настоящего Соглашения, производится Сторонами в определенные законодательством Российской Федерации сроки с учетом норм и нормативов, установленных в соответствии с законодательством.
2.Должностные лица сторон, уполномоченные надлежащим образом, согласовывают объем финансовых средств, необходимых для реализации Сторонами обязательств, возникающих на основании настоящего Соглашения и до рассмотрения проекта бюджета районного муниципального образования на очередной финансовый год подписывают соответствующие протоколы.
Согласованный обеими Сторонами объем средств, необходимых для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, подлежит включению в проект бюджета районного муниципального образования.
3.Стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, в соответствии с  законодательством.

Статья 5

1.Настоящее Соглашение заключается на   срок   до   31    декабря   2010   года (включительно).
2.Настоящее Соглашение считается заключенным и вступает в силу после его утверждения  советом районного муниципального образования и советом сельского муниципального образования.
3.Внесение изменений  в настоящее Соглашение осуществляется по взаимному  согласию сторон в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.При досрочном расторжении настоящего Соглашения сторона, инициирующая  его досрочное расторжение, обязана уведомить за девять месяцев другую Сторону о своем обоснованном желании прекратить действие настоящего Соглашения.
5.В случае, если за шесть месяцев до наступления срока прекращения действия  настоящего Соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, ни одна из Сторон не выразит в письменном виде желания прекратить его действие, то Соглашение считается продленным сроком на один год.
6.Настоящее Соглашение составлено на 3 листах в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

СОГЛАШЕНИЕ
между муниципальными образованиями «Глинищевское сельское поселение» и «Мичуринское сельское поселение» Брянской области об объединении финансовых средств для создания аварийно-спасательного формирования и пожарной части в поселке Мичуринский

Администрация муниципального образования  «Глинищевское сельское поселение Брянской области» и администрация муниципального образования  «Мичуринское сельское поселение Брянской области» именуемые в дальнейшем «Стороны»,  исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности за осуществление совместной деятельности, невмешательства в исключительную компетенцию друг друга, и в целях повышения эффективности решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации) при чрезвычайных ситуациях муниципального и межмуниципального характера и участия в ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях муниципального и межмуниципального характера, реализации первичных мер пожарной безопасности, создания муниципальной пожарной охраны пришли к соглашению о нижеследующем:

Статья 1

1. Стороны подтверждают необходимость совместных действий в сфере решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях муниципального и межмуниципального характера, реализации первичных мер пожарной безопасности.
2. Настоящее соглашение заключается в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях муниципального и межмуниципального характера, реализации первичных мер пожарной безопасности на территории вышеуказанных муниципальных образований.
3. Стороны  несут ответственность за  своевременное и эффективное решение вопросов, предусмотренных настоящим Соглашением, в соответствии с законодательством.
Статья 2

1. В целях выполнения настоящего Соглашения администрация муниципального образования «Глинищевское сельское поселение Брянской области» и администрация муниципального образования  «Мичуринское сельское поселение Брянской области» объединяют свои финансовые средства из бюджетов муниципальных образований для создания и содержания аварийно-спасательного формирования и муниципальной пожарной части в поселке Мичуринский Брянского района Брянской области.  
2. Финансовые средства предоставляются с целью решения вопросов местного значения:
1.1 Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
1.2 Организация и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
1.3  Реализация первичных мер пожарной безопасности.
3. Администрация муниципального образования «Глинищевское сельское поселение Брянской области» в соответствии с настоящим Соглашением:
передает  в  установленном законодательством порядке администрации муниципального образования «Мичуринское сельское поселение Брянской области» в безвозмездное пользование  пожарную технику в количестве двух единиц и пожарно-техническое имущество, находящиеся в собственности муниципального образования, и необходимые для создания пожарной части в поселке Мичуринский;
обеспечивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке финансирование 50% сметной стоимости строительства и материально-техническое обеспечение содержания пожарной части в поселке Мичуринский  за счет субвенций передаваемых в бюджет муниципального образования «Мичуринское сельское поселение Брянской области».
4. Администрация муниципального образования «Мичуринское сельское поселение Брянской области» в соответствии с настоящим Соглашением:
предоставляет территорию для строительства пожарного депо и размещения аварийно-спасательного формирования;
приобретает аварийно-спасательный автомобиль для аварийно-спасательного формирования;
участвует в финансировании 50% сметной стоимости строительства и материально-техническом обеспечении содержания пожарной части в поселке Мичуринский.

Статья 3
1.Расчет расходных обязательств Сторон на очередной финансовый год, возникающих на основании настоящего Соглашения, производится Сторонами в определенные законодательством Российской Федерации сроки с учетом норм и нормативов, установленных в соответствии с законодательством.
2. Должностные лица сторон, уполномоченные надлежащим образом, согласовывают объем финансовых средств, необходимых для реализации Сторонами обязательств, возникающих на основании настоящего Соглашения и до рассмотрения проектов бюджетов муниципального образования «Глинищевское сельское поселение Брянской области» и муниципального образования муниципального образования «Мичуринское сельское поселение Брянской области» на очередной финансовый год подписывают соответствующие протоколы.
Согласованный обеими Сторонами объем средств, необходимых для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, подлежит включению в проекты соответствующих бюджетов.
3.Стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, в соответствии с  законодательством.

Статья 4
1.Настоящее Соглашение заключается на   срок   до   31    декабря   2010   года (включительно).
2.Настоящее Соглашение считается заключенным и вступает в силу после его утверждения  советом муниципального образования «Глинищевское сельское поселение Брянской области» и муниципального образования «Мичуринское сельское поселение Брянской области».
3.Внесение изменений  в настоящее Соглашение осуществляется по взаимному  согласию сторон в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.При досрочном расторжении настоящего Соглашения сторона, инициирующая  его досрочное расторжение, обязана уведомить за девять месяцев другую Сторону о своем обоснованном желании прекратить действие настоящего Соглашения.
5.В случае, если за шесть месяцев до наступления срока прекращения действия  настоящего Соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, ни одна из Сторон не выразит в письменном виде желания прекратить его действие, то Соглашение считается продленным сроком на один год.
6.Настоящее Соглашение составлено на 3 листах в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.